ГЛОНАСС
Глобальная Навигационная Спутниковая Система, или просто ГЛОНАСС, была создана в 1982 году, когда на орбиту был запущен новый спутник навигационной системы, после того, как у ее предшественников (Циклон и Цикада) были обнаружены явные недостатки в работе. А именно, интервал получения сигналов составлял более часа, и погрешность определения местонахождения была почти 100 метров! После серии доработок, в сентябре 1993 года ГЛОНАСС начала полноценную работу, и к 1995 году количество спутников системы достигло 24.
Создатели ГЛОНАСС в 2001 году разработали программу «Глобальная навигационная система», реализация которой предполагала создание бесперебойной навигационной системы над территорией России в 2008 году, а над всем остальным миром в 2010 году. Но, несмотря на все запуски спутников и ввод в эксплуатацию дополнительного оборудования, достигнуть конечной цели разработчикам ГЛОНАСС пока не удалось. Ну что же, мы, как всегда, надеемся на лучшее.
После того, как в 2005 году правительство РФ одобрило программу «Космических исследований», дела у ГЛОНАСС пошли намного лучше. Дополнительное финансирование, поступавшее из бюджета страны, было потрачено на запуск новых спутников GLONASS-К, которые в два раза легче своих предшественников GLONASS-M, передают больше сигналов для определения точных координат и рассчитаны на 10 лет активной эксплуатации. Новые спутники системы должны обеспечить точность данных, сопоставимую с американской GPS.
Несмотря на существующие технические и финансовые затруднения, в 2008 году ГЛОНАСС все-таки вышла на запланированный уровень развития. В конце 2009 года после запуска комплекса «ПРОТОН-М» система мониторинга стала покрывать почти всю территорию России, что позволило ГЛОНАСС использовать в различных гражданских и военных проектах. Совмещение навигационной системы ГЛОНАСС и формата GPS позволило на порядок улучшить получаемы данные для определения точного местонахождения. Словом, развитие российской ГЛОНАСС идет полным ходом и, вполне возможно, в ближайшем будущем мы будем приятно удивлены качеством услуги от российской навигационной системы.
Galileo
По инициативе Европейского Космического Агенства ESA и Европейской Комиссии EC в 1999 году было принято решение о создании независимой навигационной системы Galileo, прямым конкурентом которой, по мнению комиссий, являлся GPS. Бюджет новой программы составил не много не мало, 80 миллионов евро, которые были потрачены на многочисленные исследования, запуски спутников и установку оборудования. Создание европейской навигационной системы разбили на три этапа: разработка и запуск спутников, этап развертывания Galileo и последний этап предполагает доведение системы до «ума» и проверки ее функционирования.
У истоков создания единой навигационной системы Европы стояло 28 государств, часть из которых входила в состав ESA. Кроме того, согласие на участие в разработке Galileo приняли Индия, Китай, Израиль, Марокко, Корея, Украина и Саудовская Аравия. Все страны, подписавшие Договор о сотрудничестве, участвуют в разработке программы на определенных условиях. ЕС и ESA постоянно ведут переговоры и с другими странами мира на предмет их участия в создании Galileo, в том числе и с Россией для совместной работы ГЛОНАСС и Galileo.
По плану развития навигационной системы Galileo количество спутников в орбитальной группе должно быть не менее 30 в трех разных плоскостях, что позволит передавать 10 сигналов, а это, в свою очередь, обеспечит клиентам Galileo возможность пользоваться следующими услугами. Определение местонахождения с точностью выше 9 метров (бесплатно) и 1 метра (платно). Навигационные услуги для государственных (пожарные, полиция, скорая помощь, военные силы) и коммерческих служб спасения транспорта.
Реализация программы по разработке европейской навигационной системы Galileo позволит создать дополнительные рабочие места не только в Европе, но и в других странах. Однако, существуют пока и не решенные проблемы, связанные с присоединение к европейской навигационной системы других стран – не членов ЕС. Так, в доступе к услугам Galileo этим государствам отказано, что, естественно, не всех участников проекта устраивает.